Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Чебурашка


Пятница, 26.04.2024, 19:46
Мультфилимы Фильмы Аудио Игры Статьи
Книги для родителей Книги для детей Настольные игры Сделай сам Пазлы и раскраски
Главная » Каталог для родителей » Статьи » Развитие ребенка

Учимся писать, играя
Была свидетельницей разговора покупательницы (молодой мамы) и продавца канцелярского магазина: «У вас есть тетради для детей 3 лет, чтобы буквы писать?» Продавец сначала удивилась, а потом рассмеялась: «Ну вы, мамочки, даете! Уже готовы даже таких малышей учить читать и писать». Мама не подала виду, но обиделась: она-то была уверена, что уже пора. В принципе нет ничего невозможного!


Волшебные узоры

Допустим, ваш кроха уже хорошо знаком с красками, фломастерами и цветными карандашами. Теперь нужно научить его хорошо ориентироваться на листе бумаги: пусть отыщет верхний левый угол, нижний правый, верхний правый, нижний левый угол, середину листа. Эти слова ребенку 3 лет мало понятны? Тогда предложите ему такую занимательную сказку.

«Жилет с кармашками»

Ежиная семья дружно работала в саду на уборке урожая. Еж и ежиха ловко накалывали на свои иголки яблоки и груши. А у маленького ежонка ничего не получалось. Его тоненькие иголки гнулись под тяжестью плодов. — Не огорчайся, — попросила ежиха-мама. — И твои иголки станут крепкими и прочными. А пока собирай сухие листочки. Посмотри, какие они красивые и яркие, сухие и легкие. Ежонок с удовольствием принялся за дело. Скоро вся ежиная нора была засыпана шуршащими осенними листьями. Ежонок опять загрустил: так хотелось заниматься настоящим взрослым делом.

— Я, кажется, придумал! — сказал еж-папа. — Надо ежонку сшить жилет с кармашками, и он тоже будет нам помогать. Уж из карманов-то фрукты не выпадут.

Ежиха отправилась в ателье и заказала для ежонка белый жилет с кармашками. Когда сшили жилет, в саду уже собрали весь урожай. Осыпались последние желтые листочки с деревьев. В воздухе порхали первые снежинки. — Скоро наступит зима, — сказал еж, — пора нам на покой.

И повел свое семейство в норку. Как известно, ежи зимой спят.

Маленький ежонок удобно устроился на мягкую подстилку из сухих листьев. Свой белый жилет с кармашками он положил рядом с собой и уснул крепким сном.

Ему приснился фруктовый сад, где растут яблоки и груши, лимоны и бананы, мандарины и апельсины, сливы и киви, вишни и черешни, персики и абрикосы.

Ежонку захотелось набрать много разных фруктов. Принести домой и порадовать маму, папу и своих друзей, маленьких ежат.

Он быстро наполнял карманы своего нового белого жилета по очереди: верхний левый карман, верхний правый карман, нижний левый карман, нижний правый карман.

Наполнил и два кармана, которые находились посередине, на пряжке. Ноша была очень тяжелая, но это нисколько не беспокоило ежонка. Веселый и радостный, он отправился домой. И вдруг услышал папин голос: — Вставай, вставай, лежебока! Уже весна на дворе!

  • Ребенку стало интересно? Попросите своего малыша помочь ежонку «донести» фрукты до дома. Пусть на листе бумаги раскрашивает цветными карандашами «карманы», контуры которых заранее заготовили взрослые.
  • После этого предложите для раскраски контуры фруктов: яблоки, большие и маленькие, груши, бананы, апельсины, гранаты, сливы, киви и т. д.
  • Если ребенок будет испытывать трудности при выполнении этого задания, предложите ему «волшебный экран», на котором можно рисовать палочкой. Возьмите ручку малыша в свою и помогите ему провести палочкой по поверхности экрана в нужном направлении. Удавшийся рисунок оставьте для образца и предложите крохе нарисовать самостоятельно.
  • После того как ребенок научится раскрашивать заготовки, не выходя за их пределы, можно предложить штриховку:

Предложите ребенку освоить и движение карандаша по спирали. На пластиковой дощечке взрослый рисует фломастером контур апельсина, яблока или какого-то другого фрукта. Пусть кроха выберет фломастер в соответствии с цветом названного фрукта, поставит точку в центре и ведет линию по спирали.

Первая буква

Когда эти задания малыш будет выполнять самостоятельно и аккуратно, переходим к следующему этапу. Читаем ребенку стихи, напоминающие содержание нашей сказки:

«Самый маленький ежонок

Говорит отцу спросонок:

«Мои иголки не так еще колки.

Не могут фрукты донести,

Мне б немножко подрасти!»

Говорит ежиха-мать:

«Надо урожай собрать.

После мы найдем портного

И сошьем тебе обнову.

В день рожденья, на пять лет

Подарю тебе жилет.

Жилет будет с кармашками,

С конфетками, бумажками».

В ателье портной умелый!

Шьет ежонку жилет белый.

«Ты карманы прострочи.

Будут там лежать ключи,

Яблоки, продукты,

Овощи и фрукты».

«Я в большой карман положу банан.

В карман поменьше положу орешки.

В верхний левый — апельсин спелый.

В нижний правый — ананас кудрявый.

Еще на пряжке остались кармашки

Туда положу я сливы и киви,

Чтоб поясок был красивее.

А этот карман лишний?

Нет! Для алычи и вишни!»

Приготовьте «кармашки» из белого картона (прямоугольники размером 10×7 сантиметров.) Это будет заготовка для каждой буквы.

Писать буквы лучше фломастерами. Покажите малышу, как это делать.

1. Возьмите фломастер ярко-красного цвета.

2. Произнесите нараспев несколько слов с определенным звуком, например: и-ней, И-ра, и-рисы.

3. «Какой звук долго звучал?»

4. «Сфотографируем» этот звук (то есть напишем).

Поставьте точку в верхний левый уголок, проведите палочку сверху вниз до нижнего левого уголка. Такую же палочку проведите с правой стороны.

5. А теперь поясок — наискосок.

6. Поставьте точку в верхний правый угол и проведите фломастером до нижнего левого угла.

— Что, получилось?

— Да!

«Вы узнали или нет Звука /И/ большой портрет?»

Не обязательно добиваться от ребенка названия углов и сторон прямоугольника. Важно, чтобы он правильно ориентировался в микропространстве. Для лучшей ориентировки на одном из заготовленных картонных «карманов» можно нарисовать в верхнем левом углу солнышко, в нижнем левом углу — травку, в верхнем правом углу — тучку, в нижнем правом — дождик и лужу, в середине — самолет.

Продолжаем писать:

«Этот звук услышишь ты,

Если позовешь цветы:

А-стры, А-стры...

Назови еще скорей имена детей:

А-ня, А-лик — поймал звук?»

1. Поставьте фломастер между солнышком и тучкой посередине.

2. А теперь проведите наклонную палочку в нижний левый уголок, туда, где травка растет.

3. Вторую палочку ведите туда, где льют дожди.

4. А теперь эти две длинные наклонные палочки соедините короткой линией. И проведите ее там, где летит самолет, слева направо.

5. Подытожьте пройденное:

— Ответь мне, буква А от звука /А/ отличается?

— Ага!

— Звуки слышим, а буквы пишем. Поймай звук!

? Малышу понравилось писать портреты звуков? Он понял, что сначала звук нужно поймать, то есть выделить его из слова? Малышу это легче сделать, если нужный звук стоит под ударением:

Э-э-эдик, Э-э-эмма, э-э-эхо;

У-у-уля, у-у-улица, у-у-утки;

О-о-оля, о-о-озеро, о-о-облако.

Пусть еще поупражняется на звуки. Если ребенок выделяет звуки с большим трудом, потренируйте его слуховое внимание.

Поиграйте в игру «Подскажи словечко». Вспомните хорошо знакомые стихи. В каждой строчке стихотворения пропускайте последнее слово. Пусть это слово подскажет ребенок:

«Мы топаем... (ногами),

Мы хлопаем... (руками),

Качаем... (головой).

Мы руки... (поднимаем),

Мы руки... (опускаем),

Мы руки... (подаем),

Попрыгаем... (вдвоем).

Наша Таня громко... (плачет),

Уронила в речку... (мячик)».

Или стихи из нашей сказки:

«Я в большой карман положу... (банан)» и т. д.

После того как пять портретов гласных звуков написаны, можно предложить «отловить» последний гласный звук /Ы/. Объясните малышу, что этот звук живет в конце слова: слив-ы-ы, бананы-ы-ы, апельсины-ы-ы, шкафы-ы-ы, коты-ы-ы.

Если ребенок не сумел выделить звук /Ы/ в конце слова, дайте подсказку: «Как гудит пароход?» — «Ы-ы-ы». «А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!»

После гласных можно приступать к согласным звукам и буквам: Н, Т, Х, П. Выделять согласные звуки лучше в тех словах, где они стоят в начале слова и в твердой позиции: Надя, Таня, хобот, поезд. Обычно дети 3 лет не испытывают трудностей при освоении перечисленных звуков.

Можно детям давать и изолированные звуки: «Как дедушка храпит?» — «Х-х-х»; «Как ежик пыхтит?» -"П-п-п«; «А как стучат колеса электрички?» — «Т-т-т».

В дальнейшем нужно брать те согласные звуки, которые ребенок правильно произносит.

Предложите малышу «портреты звуков», то есть буквы, написанные им, разложить в разные места детской комнаты и «познакомить» с ними свои игрушки. Дети любят заниматься «взрослыми делами», учить кого-то чему-то. Такая «работа» поможет ребенку скорее запомнить буквы, подготовит руку к письму, создаст хорошее настроение и базу для овладения чтением. Занимайтесь с удовольствием!

Валентина Дмитриевна Тонкаль, учитель-логопед высшей категории

Источник: журнал "Мой ребенок"


Категория: Развитие ребенка | Добавил: cheburashka (18.12.2008)
Просмотров: 1515 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Здоровье малыша [6]
Воспитание ребенка [9]
Психология ребенка [3]
Развитие ребенка [7]
Детское торчество [7]
Разное [8]

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz