Если ребенок не любит играть один, не знает, чем
себя занять, когда вы предлагаете ему поиграть в своей комнате... Если
то и дело отрывает вас от домашних забот, требуя участия в своих
затеях: "Построим башню вместе?"... Вы терпеливо водружаете кубики один
на другой, восхищаетесь высотой и крепостью постройки... и спешите
вернуться к прерванной работе. Но не тут-то было, потому что он уже
бежит к вам со следующей просьбой: "Ты поможешь мне с рисунком?" Почему
же малыш не способен играть самостоятельно?
Рядом
с рабочим столом у меня в кабинете висит рисунок одной моей маленькой
знакомой. На небольшом листе бумаги в клеточку нарисован огромный
лохматый мамонт, неуклюже отбивающийся от толпы маленьких человечков,
замотанных в обрывки шкур, с копьями и топорами в руках.
Очень эмоциональный рисунок, и моя знакомая - весьма впечатлительная
и увлекающаяся девочка, настоящая непоседа. Мама ее с умилением
смотрит на детей, способных высидеть за столом больше получаса,
но "перевоспитать" этого бурно реагирующего на все холерика
в тихого флегматика никто не в состоянии. Да и не к чему - ее темперамент,
как и темперамент любого человека, зависит от генетически обусловленного
типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и
недостатки.
Будут
или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей
и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы
в семье.
Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов
социально-психологического климата семьи и соответственно тактик
семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных,
стертых, промежуточных модификаций и вариантов.
Я позволил себе использовать для этой типологии термины, которые
более привычны для дипломатов и политологов, военных и профессоров
военных академий, чем педагогов и родителей, и, тем не менее, весьма
точно характеризуют интересующие нас явления: диктат, опеку, конфронтацию,
мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.
"Когда
я был ребенком, - рассказывал мне Питер, - я часто
видел сон, что я орленок, который учится летать. Но как только я
понимал, как это делается, я запутывался и разбивал голову о скалу".
Питер - обаятельный мужчина, который прекрасно ладит со всеми. Одна
беда - он страдает от жестоких хронических головных болей. Кроме
того, у него глубокая депрессия. "Мне кажется, что я никогда
в жизни не мог принять правильного решения, - рассказывал он
мне, - я просто выбирал наиболее простой или более знакомый
мне ход, а затем сожалел об этом".
Моей дочери четыре
года, но она до сих пор просит сосочку. В будущем году наша малышка пойдет в
детский сад, а вдруг она не сможет расстаться с соской. В прошлом году она по
пол дня (точнее – по три часа в день) находилась в детских яслях и прекрасно обходилась
там без нее, но в садике ей придется оставаться дольше, к тому же там будет
дневной сон, а она никогда не ложится в постель без соски.
Мой ребенок ест не
переставая, и ел бы целый день, если бы не мое вмешательство. За столом я ему
предлагаю самую разнообразную пищу, но и после этого он постоянно хнычет «Хочу
есть!» Нужно ли ему давать перекусить каждый раз, когда он просит?
Как мне убедить
ребенка в том, что овощи – не отрава? Если бы вы видели его реакцию на тарелку
с брокколи, то подумали бы, что его заставляют съесть ядовитую смесь. В то же
время дети моей свояченицы безо всяких возражений едят все, что им дают. Что
она делает верно и в чем не права я?
Через несколько
месяцев у меня родится второй ребенок. Поэтому я пыталась спокойно обсудить с
двухлетней дочерью новую ситуацию, но стоит мне только заговорить об этом, она
начинает плакать: «Ведь это я твоя малышка!» Могу ли я надеяться на то, что к
моменту появления в доме новорожденного ее поведение изменится?
До того, как я снова
пошла работать, дочка была счастливым беззаботным существом, но теперь каждое
утро, когда я пытаюсь выйти из дома, она цепляется за мои ноги с криком: «Не
уходи! Мамочка, не уходи!», и каждый раз я, обливаясь слезами, иду к машине.
Как долго это может продолжаться?