Недоношенные
дети - существа особые. Уже не в мамином животе, но еще недостаточно
зрелые для обычного начала жизни новорожденного малыша... Им необходимы
повышенная забота и внимание, чтобы они смогли вырасти и окрепнуть. А
еще им необходимо мамино молоко, которое позволяет быстрее наверстывать
упущенное.
Острые
отравления у детей занимают одно из первых мест среди несчастных
случаев. К сожалению, их причиной нередко становится беспечность
родителей. Как помочь малышу, если в его организм попало ядовитое
вещество?
Четыре
года назад, когда младшей дочке было всего полтора годика, к нам домой
на новогодний утренник пришли самые первые дочкины друзья-приятели –
такие же крошечные малыши со своими мамами. Каждый принес с собой
елочные украшения, которые создавались снежными декабрьскими вечерами.
Маленькие пальчики, направляемые мамиными уверенными руками, повесили
на нашу елку, по соседству с яркими покупными игрушками, свои
самодельные подарки: рисунки, флажки, гирлянды из бумажных колечек. И
пусть на рисунках, среди каляк-маляк, с трудом угадывались очертания
елочек и снеговиков, флажки пестрели потеками клея, а бумажные гирлянды
с лохматыми краями были сделаны в «обрывной» технике. Зато сколько
тепла и живой радости было в этих самых первых, неумелых поделках, как
были счастливы малыши, украшая елку своими игрушками, сколько
неподдельной радости было в их глазенках! Конечно, одинаковые золотые и
серебряные шары смотрятся на елке стильно и «по-европейски». Но...
очень уж бездушно. И если в вашей семье подрастает маленький сорванец,
будет куда правильнее смастерить часть елочных игрушек своими руками.
Это даст малышу возможность самому сделать праздник, получить радость
не только от самого процесса творчества, но и от ощущения
сопричастности, ожидания, предвкушения. И ведь сделать всевозможные
елочные украшения совсем несложно. Некоторые из них по силам даже самым
маленьким мастерам. Итак, пришло время открывать нашу новогоднюю
мастерскую.
Я ждала, когда сложности в отношениях с бабушкой коснуться и меня.
Ждала и знала — это неизбежно. И не потому, что все бабушки такие
сякие, или я такая рас такая, просто предчувствие близкого конфликта
было рядом и все. У меня самой примером в жизни были две «модели»
бабушки. Моя родная бабуля, ласковая, нежная, со вкусными лепешками на
даче, со вседозволенностью... и вторая, которую я бабушкой ни разу за
всю свою жизнь не назвала, для меня она и сейчас тетя Оля. Может я так
спрограммировала себя, что своей маме отвела роль доброй бабушки, а
матери мужа оставила роль брюзжащей, учащей жизни, дающей непрошеные
советы? Не могу ответить на этот вопрос без эмоций. Я и теперь не
адекватна. Своей историей поделюсь в следующий раз. Сейчас же обращаюсь
к опыту своей подруги.
Сложный вопрос, поскольку не существует строгих возрастных границ и
правил, у всех детишек это происходит по-разному. Чем ребенок
капризнее, тем позже он привыкает к горшку. Мальчик будет отставать от
девочки, потому что ему труднее управлять мышцами, задействованными в
этом процессе. Сложно приучить ребенка к горшку, если он уже приучен к
памперсу.
Если ребенок не любит играть один, не знает, чем
себя занять, когда вы предлагаете ему поиграть в своей комнате... Если
то и дело отрывает вас от домашних забот, требуя участия в своих
затеях: "Построим башню вместе?"... Вы терпеливо водружаете кубики один
на другой, восхищаетесь высотой и крепостью постройки... и спешите
вернуться к прерванной работе. Но не тут-то было, потому что он уже
бежит к вам со следующей просьбой: "Ты поможешь мне с рисунком?" Почему
же малыш не способен играть самостоятельно?
Рядом
с рабочим столом у меня в кабинете висит рисунок одной моей маленькой
знакомой. На небольшом листе бумаги в клеточку нарисован огромный
лохматый мамонт, неуклюже отбивающийся от толпы маленьких человечков,
замотанных в обрывки шкур, с копьями и топорами в руках.
Очень эмоциональный рисунок, и моя знакомая - весьма впечатлительная
и увлекающаяся девочка, настоящая непоседа. Мама ее с умилением
смотрит на детей, способных высидеть за столом больше получаса,
но "перевоспитать" этого бурно реагирующего на все холерика
в тихого флегматика никто не в состоянии. Да и не к чему - ее темперамент,
как и темперамент любого человека, зависит от генетически обусловленного
типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и
недостатки.
Будут
или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей
и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы
в семье.
Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов
социально-психологического климата семьи и соответственно тактик
семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных,
стертых, промежуточных модификаций и вариантов.
Я позволил себе использовать для этой типологии термины, которые
более привычны для дипломатов и политологов, военных и профессоров
военных академий, чем педагогов и родителей, и, тем не менее, весьма
точно характеризуют интересующие нас явления: диктат, опеку, конфронтацию,
мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.
"Когда
я был ребенком, - рассказывал мне Питер, - я часто
видел сон, что я орленок, который учится летать. Но как только я
понимал, как это делается, я запутывался и разбивал голову о скалу".
Питер - обаятельный мужчина, который прекрасно ладит со всеми. Одна
беда - он страдает от жестоких хронических головных болей. Кроме
того, у него глубокая депрессия. "Мне кажется, что я никогда
в жизни не мог принять правильного решения, - рассказывал он
мне, - я просто выбирал наиболее простой или более знакомый
мне ход, а затем сожалел об этом".
Моей дочери четыре
года, но она до сих пор просит сосочку. В будущем году наша малышка пойдет в
детский сад, а вдруг она не сможет расстаться с соской. В прошлом году она по
пол дня (точнее – по три часа в день) находилась в детских яслях и прекрасно обходилась
там без нее, но в садике ей придется оставаться дольше, к тому же там будет
дневной сон, а она никогда не ложится в постель без соски.