Большинство рассказов о родах, в изобилии публикуемых на сайтах,
кончается словами: «Через пару-тройку лет вернусь за вторым», или, если
роддом не понравился: «Второго ребенка буду рожать не здесь». Мысль о
втором ребенке стала настолько привычна, что мамы воспринимают ее как
нечто само собой разумеющееся. Поначалу ухаживать за младенцем трудно и
хлопотно, но вот малыш подрос, и накопившая опыт мама решается на
вторую беременность.
Прежде всего, внимательно проследите за всем, что происходит в течение
типичного для вашего ребенка дня. Запишите все действия, по идее
относящиеся к самообслуживанию, которые вы пока выполняете за него, но
которым хотели бы его обучить. В вашем списке может оказаться умение
завязывать шнурки, стелить постель, мыть голову, убирать игрушки и
одежду, купаться в ванне, резать мясо и т.д. Хорошо ли научился ваш
ребенок пользоваться туалетом? Если нет, добавьте к вашему списку
соответствующий шаг.
Я ждала, когда сложности в отношениях с бабушкой коснуться и меня.
Ждала и знала — это неизбежно. И не потому, что все бабушки такие
сякие, или я такая рас такая, просто предчувствие близкого конфликта
было рядом и все. У меня самой примером в жизни были две «модели»
бабушки. Моя родная бабуля, ласковая, нежная, со вкусными лепешками на
даче, со вседозволенностью... и вторая, которую я бабушкой ни разу за
всю свою жизнь не назвала, для меня она и сейчас тетя Оля. Может я так
спрограммировала себя, что своей маме отвела роль доброй бабушки, а
матери мужа оставила роль брюзжащей, учащей жизни, дающей непрошеные
советы? Не могу ответить на этот вопрос без эмоций. Я и теперь не
адекватна. Своей историей поделюсь в следующий раз. Сейчас же обращаюсь
к опыту своей подруги.
Сложный вопрос, поскольку не существует строгих возрастных границ и
правил, у всех детишек это происходит по-разному. Чем ребенок
капризнее, тем позже он привыкает к горшку. Мальчик будет отставать от
девочки, потому что ему труднее управлять мышцами, задействованными в
этом процессе. Сложно приучить ребенка к горшку, если он уже приучен к
памперсу.
Если ребенок не любит играть один, не знает, чем
себя занять, когда вы предлагаете ему поиграть в своей комнате... Если
то и дело отрывает вас от домашних забот, требуя участия в своих
затеях: "Построим башню вместе?"... Вы терпеливо водружаете кубики один
на другой, восхищаетесь высотой и крепостью постройки... и спешите
вернуться к прерванной работе. Но не тут-то было, потому что он уже
бежит к вам со следующей просьбой: "Ты поможешь мне с рисунком?" Почему
же малыш не способен играть самостоятельно?
Рядом
с рабочим столом у меня в кабинете висит рисунок одной моей маленькой
знакомой. На небольшом листе бумаги в клеточку нарисован огромный
лохматый мамонт, неуклюже отбивающийся от толпы маленьких человечков,
замотанных в обрывки шкур, с копьями и топорами в руках.
Очень эмоциональный рисунок, и моя знакомая - весьма впечатлительная
и увлекающаяся девочка, настоящая непоседа. Мама ее с умилением
смотрит на детей, способных высидеть за столом больше получаса,
но "перевоспитать" этого бурно реагирующего на все холерика
в тихого флегматика никто не в состоянии. Да и не к чему - ее темперамент,
как и темперамент любого человека, зависит от генетически обусловленного
типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и
недостатки.
Будут
или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей
и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы
в семье.
Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов
социально-психологического климата семьи и соответственно тактик
семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных,
стертых, промежуточных модификаций и вариантов.
Я позволил себе использовать для этой типологии термины, которые
более привычны для дипломатов и политологов, военных и профессоров
военных академий, чем педагогов и родителей, и, тем не менее, весьма
точно характеризуют интересующие нас явления: диктат, опеку, конфронтацию,
мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.
"Когда
я был ребенком, - рассказывал мне Питер, - я часто
видел сон, что я орленок, который учится летать. Но как только я
понимал, как это делается, я запутывался и разбивал голову о скалу".
Питер - обаятельный мужчина, который прекрасно ладит со всеми. Одна
беда - он страдает от жестоких хронических головных болей. Кроме
того, у него глубокая депрессия. "Мне кажется, что я никогда
в жизни не мог принять правильного решения, - рассказывал он
мне, - я просто выбирал наиболее простой или более знакомый
мне ход, а затем сожалел об этом".
Что касается внешнего вида малышей грудного возраста, то с
этим не возникает никаких проблем. Они спокойно могут появиться на людях с
испачканной физиономией, пятнами от срыгивания на одежде или лежать нагишом в
одном подгузнике, совершенно не испытывая неловкости ни за себя, ни за своих
родителей. Но как все меняется через год! В какой-то момент малыш начинает
осознавать, что одежда – это не просто то, что надевают на тебя родители, а то,
что ты уже должен начинать надевать самостоятельно. Однако то, что родители
считают таким важным в одежде (ее размер, соответствие погоде, опрятность),
редко имеет значение для малыша. Ему гораздо важнее всего этого, чтобы на ней
было правильное яркое изображение персонажей из любимого мультфильма о
покемонах. Как же разрешить это столкновение мнений?