Была свидетельницей разговора покупательницы (молодой мамы) и продавца
канцелярского магазина: «У вас есть тетради для детей 3 лет, чтобы
буквы писать?» Продавец сначала удивилась, а потом рассмеялась: «Ну вы,
мамочки, даете! Уже готовы даже таких малышей учить читать и писать».
Мама не подала виду, но обиделась: она-то была уверена, что уже пора.
В принципе нет ничего невозможного!
Волшебные узоры
Допустим, ваш кроха уже хорошо знаком с красками, фломастерами
и цветными карандашами. Теперь нужно научить его хорошо ориентироваться
на листе бумаги: пусть отыщет верхний левый угол, нижний правый,
верхний правый, нижний левый угол, середину листа. Эти слова ребенку
3 лет мало понятны? Тогда предложите ему такую занимательную сказку.
«Жилет с кармашками»
Ежиная семья дружно работала в саду на уборке урожая. Еж и ежиха
ловко накалывали на свои иголки яблоки и груши. А у маленького ежонка
ничего не получалось. Его тоненькие иголки гнулись под тяжестью
плодов. — Не огорчайся, — попросила ежиха-мама. — И твои иголки станут
крепкими и прочными. А пока собирай сухие листочки. Посмотри, какие они
красивые и яркие, сухие и легкие. Ежонок с удовольствием принялся
за дело. Скоро вся ежиная нора была засыпана шуршащими осенними
листьями. Ежонок опять загрустил: так хотелось заниматься настоящим
взрослым делом.
— Я, кажется, придумал! — сказал еж-папа. — Надо ежонку сшить жилет с кармашками, и он тоже будет нам помогать. Уж из карманов-то фрукты не выпадут.
Ежиха отправилась в ателье и заказала для ежонка белый жилет
с кармашками. Когда сшили жилет, в саду уже собрали весь урожай.
Осыпались последние желтые листочки с деревьев. В воздухе порхали
первые снежинки. — Скоро наступит зима, — сказал еж, — пора нам
на покой.
И повел свое семейство в норку. Как известно, ежи зимой спят.
Маленький ежонок удобно устроился на мягкую подстилку из сухих
листьев. Свой белый жилет с кармашками он положил рядом с собой и уснул
крепким сном.
Ему приснился фруктовый сад, где растут яблоки и груши, лимоны
и бананы, мандарины и апельсины, сливы и киви, вишни и черешни, персики
и абрикосы.
Ежонку захотелось набрать много разных фруктов. Принести домой и порадовать маму, папу и своих друзей, маленьких ежат.
Он быстро наполнял карманы своего нового белого жилета по очереди:
верхний левый карман, верхний правый карман, нижний левый карман,
нижний правый карман.
Наполнил и два кармана, которые находились посередине, на пряжке.
Ноша была очень тяжелая, но это нисколько не беспокоило ежонка. Веселый
и радостный, он отправился домой. И вдруг услышал папин голос: —
Вставай, вставай, лежебока! Уже весна на дворе!
- Ребенку стало интересно? Попросите своего малыша помочь
ежонку «донести» фрукты до дома. Пусть на листе бумаги раскрашивает
цветными карандашами «карманы», контуры которых заранее заготовили
взрослые.
- После этого предложите для раскраски контуры
фруктов: яблоки, большие и маленькие, груши, бананы, апельсины,
гранаты, сливы, киви и т. д.
- Если ребенок будет
испытывать трудности при выполнении этого задания, предложите ему
«волшебный экран», на котором можно рисовать палочкой. Возьмите ручку
малыша в свою и помогите ему провести палочкой по поверхности экрана
в нужном направлении. Удавшийся рисунок оставьте для образца
и предложите крохе нарисовать самостоятельно.
- После того как ребенок научится раскрашивать заготовки, не выходя за их пределы, можно предложить штриховку:
Предложите ребенку освоить и движение карандаша по спирали.
На пластиковой дощечке взрослый рисует фломастером контур апельсина,
яблока или какого-то другого фрукта. Пусть кроха выберет
фломастер в соответствии с цветом названного фрукта, поставит точку
в центре и ведет линию по спирали.
Первая буква
Когда эти задания малыш будет выполнять самостоятельно и аккуратно,
переходим к следующему этапу. Читаем ребенку стихи, напоминающие
содержание нашей сказки:
«Самый маленький ежонок
Говорит отцу спросонок:
«Мои иголки не так еще колки.
Не могут фрукты донести,
Мне б немножко подрасти!»
Говорит ежиха-мать:
«Надо урожай собрать.
После мы найдем портного
И сошьем тебе обнову.
В день рожденья, на пять лет
Подарю тебе жилет.
Жилет будет с кармашками,
С конфетками, бумажками».
В ателье портной умелый!
Шьет ежонку жилет белый.
«Ты карманы прострочи.
Будут там лежать ключи,
Яблоки, продукты,
Овощи и фрукты».
«Я в большой карман положу банан.
В карман поменьше положу орешки.
В верхний левый — апельсин спелый.
В нижний правый — ананас кудрявый.
Еще на пряжке остались кармашки
Туда положу я сливы и киви,
Чтоб поясок был красивее.
А этот карман лишний?
Нет! Для алычи и вишни!»
Приготовьте «кармашки» из белого картона (прямоугольники размером 10×7 сантиметров.) Это будет заготовка для каждой буквы.
Писать буквы лучше фломастерами. Покажите малышу, как это делать.
1. Возьмите фломастер ярко-красного цвета.
2. Произнесите нараспев несколько слов с определенным звуком, например: и-ней, И-ра, и-рисы.
3. «Какой звук долго звучал?»
4. «Сфотографируем» этот звук (то есть напишем).
Поставьте точку в верхний левый уголок, проведите палочку сверху
вниз до нижнего левого уголка. Такую же палочку проведите с правой
стороны.
5. А теперь поясок — наискосок.
6. Поставьте точку в верхний правый угол и проведите фломастером до нижнего левого угла.
— Что, получилось?
— Да!
«Вы узнали или нет Звука /И/ большой портрет?»
Не обязательно добиваться от ребенка названия углов и сторон
прямоугольника. Важно, чтобы он правильно ориентировался
в микропространстве. Для лучшей ориентировки на одном из заготовленных
картонных «карманов» можно нарисовать в верхнем левом углу солнышко,
в нижнем левом углу — травку, в верхнем правом углу — тучку, в нижнем
правом — дождик и лужу, в середине — самолет.
Продолжаем писать:
«Этот звук услышишь ты,
Если позовешь цветы:
А-стры, А-стры...
Назови еще скорей имена детей:
А-ня, А-лик — поймал звук?»
1. Поставьте фломастер между солнышком и тучкой посередине.
2. А теперь проведите наклонную палочку в нижний левый уголок, туда, где травка растет.
3. Вторую палочку ведите туда, где льют дожди.
4. А теперь эти две длинные наклонные палочки соедините короткой линией. И проведите ее там, где летит самолет, слева направо.
5. Подытожьте пройденное:
— Ответь мне, буква А от звука /А/ отличается?
— Ага!
— Звуки слышим, а буквы пишем. Поймай звук!
? Малышу понравилось писать портреты звуков? Он понял, что сначала
звук нужно поймать, то есть выделить его из слова? Малышу это легче
сделать, если нужный звук стоит под ударением:
Э-э-эдик, Э-э-эмма, э-э-эхо;
У-у-уля, у-у-улица, у-у-утки;
О-о-оля, о-о-озеро, о-о-облако.
Пусть еще поупражняется на звуки. Если ребенок выделяет звуки с большим трудом, потренируйте его слуховое внимание.
Поиграйте в игру «Подскажи словечко». Вспомните хорошо знакомые
стихи. В каждой строчке стихотворения пропускайте последнее слово.
Пусть это слово подскажет ребенок:
«Мы топаем... (ногами),
Мы хлопаем... (руками),
Качаем... (головой).
Мы руки... (поднимаем),
Мы руки... (опускаем),
Мы руки... (подаем),
Попрыгаем... (вдвоем).
Наша Таня громко... (плачет),
Уронила в речку... (мячик)».
Или стихи из нашей сказки:
«Я в большой карман положу... (банан)» и т. д.
После того как пять портретов гласных звуков написаны, можно
предложить «отловить» последний гласный звук /Ы/. Объясните малышу, что
этот звук живет в конце слова: слив-ы-ы, бананы-ы-ы, апельсины-ы-ы,
шкафы-ы-ы, коты-ы-ы.
Если ребенок не сумел выделить звук /Ы/ в конце слова, дайте подсказку: «Как гудит пароход?» — «Ы-ы-ы». «А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!»
После гласных можно приступать к согласным звукам и буквам: Н, Т, Х,
П. Выделять согласные звуки лучше в тех словах, где они стоят в начале
слова и в твердой позиции: Надя, Таня, хобот, поезд. Обычно дети 3 лет
не испытывают трудностей при освоении перечисленных звуков.
Можно детям давать и изолированные звуки: «Как дедушка храпит?» — «Х-х-х»; «Как ежик пыхтит?» -"П-п-п«; «А как стучат колеса электрички?» — «Т-т-т».
В дальнейшем нужно брать те согласные звуки, которые ребенок правильно произносит. Предложите малышу «портреты звуков», то есть буквы, написанные им,
разложить в разные места детской комнаты и «познакомить» с ними свои
игрушки. Дети любят заниматься «взрослыми делами», учить кого-то чему-то.
Такая «работа» поможет ребенку скорее запомнить буквы, подготовит руку
к письму, создаст хорошее настроение и базу для овладения чтением.
Занимайтесь с удовольствием! Валентина Дмитриевна Тонкаль, учитель-логопед высшей категории Источник: журнал "Мой ребенок"
|