Сундучок
знаний малыша пополняется новой информацией. Ребенок не только
запоминает, но и учится пользоваться ею. Вашими главными помощниками
сейчас станут категории времени. И математические действия дадутся
легко!
Нарисуйте большой круг и попробуйте установить, где
он начинается и где заканчивается. Сложно? Такие же трудности
испытывает ребенок, знакомясь со временем и его категориями. До
определенного момента время для малыша – понятие недоступное и
неосознаваемое. А вот в старшем дошкольном возрасте он уже вполне может
с ним подружиться.
Сначала и потом
Кроха успешно запоминает цифры и сопоставляет их с
количеством рисунков. Подготовительный этап (знакомство со счетом и
числами) завершается. Теперь придется решать задачки позамысловатее. На
очереди такие действия как сложение, вычитание и сравнение. Без
временных понятий «сначала», «потом», «до» и «после этого» вам будет
непросто познакомить малыша с арифметикой.
Начнем с распространенного детского вопроса: «Мама,
папа, а вы тоже были маленькими?» Малышу сложно представить своих
родителей или дедушку с бабушкой такими же, как он сам. На помощь
придут рисунки. Изобразите на листе бумаги новорожденного, карапуза в
подгузнике, дошкольника, школьника, взрослого и в завершение – дедушку
или бабушку. Вместе с крохой проследите, как меняется человек. Сначала
он был совсем маленьким, потом подрос, научился ходить, после этого
пошел в садик. Продолжайте экскурсию по времени до тех пор, пока малыш
не усвоит хорошенько новые понятия. Для обучения используйте также
жизненные циклы животных и растений.
Таинственные знаки
Постигать временные отрезки ребенок может
параллельно с математическими знаками сложения, вычитания, равенства и
сравнения. Он уже понимает, что такое прибавить, отнять или разделить
поровну. Умеет записать количество с помощью цифр. Но как на бумаге
показать, что пять слив добавили к трем, если малыш еще не знаком с
арифметическими действиями?
Раскройте крохе секрет – расскажите о верных
помощниках королевы Математики. Палочки и черточки, которые он
увлеченно выводит карандашом, легко превращаются в плюс, минус,
равенства или знаки сравнения.
Покажите, как трудятся эти знаки, сначала используя
картинки или предметы. Малышу будет гораздо проще сопоставить
количество нарисованных в двух корзинках яблок и с гордостью начертить
знаки «больше» или «меньше». Ознакомьте ребенка и со знаками «плюс»,
«минус» и «равно». Только после того, как он усвоит новую тему на
основе предметов и картинок, переходите к цифровому изображению
количества.
Не забудьте, мы снова играем и творим! Иначе занятия не вызовут у ученика особого интереса.
Вам понадобится арсенал из творческой мастерской маленького художника, а также дидактический материал.
-
Пластилин или глина, краски, цветные карандаши, с помощью которых
он слепит, нарисует, а значит, и лучше запомнит математические знаки. -
Карточки, кубики с цифрами и изображениями животных либо предметов. -
Любимые игрушки ребенка не только послужат наглядным пособием, но
и подбодрят в нужный момент и похвалят за очередной успех. Ведь ваш
дошкольник пока учится учиться. А это нужно делать весело, с
удовольствием.
Веселая математика
Подберите несколько игрушек разного цвета. Предложите малышу помочь
мишутке отыскать потерявшегося друга. Например, мишуткин товарищу сидит
между красной и белой птичками. А может, за зеленой лягушкой, справа
или слева от фиолетовой стрекозы?..
Создайте с крохой серию картин на тему «Времена года» и попросите его развесить их в правильной последовательности.
На лист цветного картона наклейте достаточно большие по размеру половинки круга и целый круг, вырезанные из белой бумаги.
На половинках круга разместите предметы или их изображения. Например:
слева – три яблока, а справа – одно. Попросите малыша сложить яблочки,
посчитав их вместе. Кроха должен выложить нужное количество на круге.
Следите за правильным проговариванием примера: «К трем яблочкам
прибавляем одно яблочко – будет четыре яблочка. А теперь смотрим, что
получилось: три плюс один равно четыре».
Для игры вам понадобятся большой мяч и карточки с цифрами.
Разбросайте их по полу. Затем кидайте мяч малышу и называйте: «Один»!
Тут же становитесь на карточку с цифрой 1. Ребенок продолжает счет,
называя число два. Повторяет ваши действия, отыскав карточку с
соответствующей цифрой. Позже игру усложните, считая в обратном порядке.
Вооружитесь кубиком с точечками и большой вазой орехов. Бросайте по
очереди кубик. Сколько точек выпало – столько орехов каждый кладет в
свою корзинку. Когда ваза опустеет, сравните количество друг у друга.
С помощью бумажных «орехов» изобразите результат на листе. Малыш должен написать знак сравнения или равенства. Источник: журнал "Хорошие родители"
|