Неизменные
спутники ваших совместных занятий – геометрические фигуры. Они помогают
малышу не только усваивать счет, но и соединять кусочки информации в
целостную картину
Вот и миновали чудесные новогодние праздники. Они
подарили крохе много радости и веселья, но вместе с тем дали и
несколько важных уроков. Помните, как вдвоем с сыном или дочкой вы
пробовали новое блюдо и старались определить, какие продукты в него
входят? Или, наоборот, смешивали разнообразные ингредиенты в нечто
удивительно вкусное?.. Поначалу ребенок испытывает трудности, делая
попытки из разрозненных фрагментов информации составить целое либо,
напротив, выделить его части. На помощь маленькому ученику приходят как
хорошо знакомые, так и новые для него геометрические фигуры. Играя c
ними в веселые и увлекательные игры, малыш легко научится определять
форму окружающих предметов, выделять элемент из целого и складывать
целое из элементов.
На что похоже?
Геометрические фигуры имеют секрет: одним из свойств
предметов есть их форма, а фигуры как раз и являются ее обобщенными
отражениями. Своеобразными эталонами, благодаря которым мы узнаем
очертания вещей.
Дошкольнику еще сложно увидеть уже хорошо известные
квадрат, круг, тре-угольник в силуэтах предметов. Помогите ему в этом,
используя для наглядности что-то привычное. Возьмите, к примеру,
яблочко, положите на
бумагу, обведите карандашом. На глазах у малыша на
листе появится круг. То же самое проделайте с грушей, стараясь как
можно больше заострять углы – след будет напоминать треугольник. А
блокнот «превратится» в прямоугольник или квадрат.
Часто взрослые стремятся избегать сложных с их точки
зрения названий геометрических фигур и тел. На самом деле запомнить
такие слова, как «цилиндр», «ромб», «эллипс», «тор», ребенку не
составит большого труда. С помощью игры малыш легко сможет увидеть
цилиндр в стакане, эллипс – в яйце, тор – в бублике.
Осязательно-двигательные и зрительные приемы, использующиеся в играх,
наиболее близки маленькому ученику. На данном этапе они – основной
способ распознавания формы.
Вас, возможно, волнует вопрос, зачем крохе нужно
научиться находить ассоциации. Чтобы получить ответ на него, поставьте
себя на место малыша: вы любите все яркое, динамичное, веселое, вам
хочется играть, бегать и окунаться в сказку. А тут… Скучные черточки,
квадраты. Однако если ребенок в каждом кружочке, ромбике увидит
очертания реального предмета, то и занятия математикой будут ему в
удовольствие.
Ориентирование на местности
Возьмем тетрадный лист в клетку. С вашей точки
зрения работать на нем просто. А для ребенка это сложная задача. На
листе не одна клеточка, а множество. Они заполняют все пространство,
превращаясь в сплетенную решетку. Глаза разбегаются! Как тут не
растеряться (малыш еще плохо концентрирует внимание)!
Верхний и нижний края листа кроха научится
определять с помощью аппликаций или рисунков. Таким же образом
осваиваются левый и правый края.
Видеть выстроенные в ряд клеточки поможет цветной
карандаш. Предложите малютке нарисовать радугу, которая решила
«полежать». А затем как в стишке... Помните? «Каждый охотник желает
знать…» Отчеркните простым карандашом семь рядов клеточек. Первый
раскрасьте красным, второй – оранжевым...
На следующем уроке вы приступите к изображению
прямоугольников и квадратов. Поначалу ваша помощь просто необходима: по
контуру фигур (по клеточкам) прокладывайте пунктирную линию, а малыш
пусть обводит ее простым карандашом. Немного позже достаточно будет
ограничиться точками, поставленными в верхних и нижних уголках. Узнаем «фигуры»
В этот раз мы учимся распознавать форму предмета, составлять и делить целое, а также складывать слоги и слова. Нам понадобятся:
- предметы разной формы;
- обычный конструктор;
- бумага, карандаш, краски, ножницы;
- два лоскута ткани;
- набор для пинг-понга.
Цветная геометрия
Ищем пару
Подготовьте набор предметов разной формы. Это могут быть палочки,
шарики, кольца, сделанные из бумаги коробочки и цилинд-ры. Отдайте их в
распоряжение ребенка, а сами возьмите комплект картинок (яйцо, яблоко,
зеркальце, фломастер). Вы показываете малышу одну из карточек – он ищет
похожий на это изображение предмет.
Латаем одеяло
Возьмите два лоскута ткани. Один будет служить одеялом, другой –
материалом для заплаток. Хотите цветные? Приготовьте несколько кусочков.
Проделайте в «одеяле» 5-6 дыр в виде геометрических фигур. Из второго
куска ткани вырежьте заплатки. Они должны соответствовать прорехам по
форме, но быть на сантиметр больше. А теперь приступайте к починке.
Можно, конечно, воспользоваться клеем ПВА. Но, согласитесь, ребенку
гораздо интереснее пришить заплатку настоящей иголкой с ниткой. Не
забудьте о наперстке!
Чудо-треугольник
Вырежьте из бумаги большие квадрат, прямоугольник, ромб. Соедините
противоположные углы, например, квадрата, загладьте место сгиба. У вас
получились два треугольника! Пусть ребенок раскрасит их.
Согните снова – еще два. И их раскрасьте. Так кроха увидит, что в каждой фигуре прячется много треугольников!
Архитектор
Обычный конструктор позволит малышу стать настоящим архитектором! Пусть
приложит детали конструктора к бумаге, обведет их карандашом и вырежет
то, что вышло. Из получившихся «кирпичиков» выложите на бумаге объект.
Слоготеннис
Не оставляем без внимания и словотворчество.
Купите набор для пинг-понга – дети обожают игры с мячом. Подавайте его
малышу, называя первый слог слова. Ответный бросок должен
сопровождаться продолжением. Например: подача – ЛИ, ответ – СА.
Золотое яблочко
Подарите ребенку путешествие в сказку. Но с пользой для дела.
Расчертив круглый поднос на сектора, в каждом напишите один из
предлогов: на, в, под, над, с. На столе разложите конверты, спрятав в
них по две картинки. Например, мышка и стол либо слоник и дерево.
Пустите по краю тарелки яблочко или просто шарик. На каком секторе
остановится, с тем предлогом и придумывайте предложения. Разумеется,
предварительно выбрав конверт с картинками. Повторите «путешествие»
мышки и слоника несколько раз. А теперь вопросы. Где РАНЬШЕ была мышка?
Правильно, ПОД столом. А где она оказалась ПОЗЖЕ? НА столе. Источник: журнал "Хорошие родители" |