Делить
слова на слоги, находить смежные числа, решать примеры типа 1+1 –
задания для первоклассника. Но мы и до школы справимся с ними запросто,
играючи!
Уроки математики и языка становятся все интереснее и
интереснее! Малыш ведь многому научился. Пройдет время – и он уже за
партой вспомнит ваши совместные веселые упражнения. Не сомневайтесь,
навыки, полученные дома, здорово помогут ему в школе.
Раз – ступенька...
До сих пор ребенок в основном складывал и вычитал
числа, пользуясь предметами (или их изображениями) в качестве
необходимой зрительной поддержки. Теперь же карапуз обойдется и без их
помощи, оперируя только цифровыми записями и… собственными пальчиками.
Пришло время познакомить маленького ученика с приемами прибавления и
отнимания единиц, числами-соседями. Пора также закрепить понимание
самих действий сложения и вычитания с опорой лишь на графическое
изображение чисел.
Нарисуйте лесенку на большом листе бумаги или
выложите ее из геометрических фигур, кубиков. Нумерация ступенек – от
нуля до десяти. На указательный и средний пальчики, которые будут
«ножками», с помощью резиночки прикрепите картонную единицу с рожицей и
ручками (все должно быть наглядно). Ожившая цифра поможет малютке
быстрее усвоить новые знания и привыкнуть к графическому изображению
числа.
Разбираем по кирпичикам
Теперь научим малыша разбивать слово на слоги и
определять их точное количество. Доведенное до автоматизма, это умение
позволит ему в будущем с легкостью справляться с письменными заданиями:
надиктовывать себе шепотом слова, которые нужно будет записать.
Разбивать слово на слоги без опоры на буквенную
запись, да еще и определять количество кирпичиков-слогов только на
первый взгляд просто. У дошкольника такие действия пока вызывают
трудности. Облегчить ему задачу вы можете, предложив считать слоги с
помощью предметов-помощников. Подойдут орехи, пуговицы или просто
вырезанные из картона кружочки. Выделили первый слог – отложили один
орех в сторонку. И так, по одному ореху, до тех пор, пока все слоги не
будут определены.
Играем дальше!..
Слоги и единички
Вам понадобятся орехи или пуговицы, изображения
предметов, в названиях которых не более трех слогов, и... ладошки. Ваша
собственная и малыша.
Приложите ладонь тыльной стороной снизу к подбородку. Медленно
проговаривайте слова, немного протягивая гласные. Когда кроха
произносит гласные, ладошка вместе с подбородком опускается, а со
следующей согласной поднимается. Так он учится делить слово на слоги.
Малыш уже освоил деление слов на кирпичики-слоги?
Отлично. Усложняем задание. Вам потребуются кубики с написанными на
гранях слогами. Назовите любое слово, выделите в нем первый слог и
находите соответствующий кубик. Далее по очереди второй, третий – и так
до последнего слога в выбранном вами слове). В завершение прочитайте
то, что вы «напечатали» с помощью кубиков.
«Какое все зеленое! Ко-ко, ко-ро-ко-ко» – помните
песенку? Вам нужно будет петь правильно: какое? какая? какой? Например,
песенку «Какое все стеклянное, ко-ко, ко-ро-ко-ко» пойте, протирая
стаканы, а малыш будет их расставлять по местам.
Вариантов много. Эта игра познакомит ребенка со словами, называющими
признаки предметов, и с вопросами, которые следует задавать при поиске
этих признаков.
Для игры вам понадобятся локомотив и вагончики с
номерами. Номера от 0 до 10. Задача – сформировать состав для
путешествия. Пункт отправления, пункт назначения и пассажиры – все
зависит только от вашей с малышом фантазии. Составляя поезд,
комментируйте свои действия.
К локомотиву № 0 прицепите вагончик. «В составе один вагон». К нему
прицепите еще один – под № 2. Один плюс один – получилось два. И так
далее. Как вариант, можно соединять машинки. В этом случае получится
автопоезд. Его легко не только сформировать, но и опробовать в
действии, проехав по комнате от пункта отправления до пункта назначения.
Цель игры – закрепить умение прибавлять и вычитать единицы по памяти.
Впрочем, в гости вы можете отправиться не только к Винни-Пуху, но и к зайчику, козлику или к губке Бобу...
Выберите для этого любимые игрушки малыша. Прибыв по приглашению,
например, к Винни-Пуху, помогите ему и позовите на праздник соседей.
Они живут в домах, номера которых отличаются от дома хозяина на
единичку. Например, дом Винни – № 2, хомяк живет в доме № 3, а
маленький суслик – в домике под номером 1.
Ходить в гости можно часто и к разным игрушкам, пока не определятся соседи чисел первого десятка. Источник: журнал "Хорошие родители" |